Меню Закрыть

Антарктические исследовательские станции загрязнили нетронутую дикую местность

Антарктиду часто называют одним из самых нетронутых мест в мире, но у нее есть грязный секрет. Участки морского дна вблизи австралийской исследовательской станции Кейси загрязнены так же, как гавань в Рио-де-Жанейро, Бразилия, согласно исследованию, опубликованному в PLOS One 1 августа.

Загрязнение, вероятно, будет широко распространено на старых исследовательских станциях Антарктиды, говорит соавтор исследования Джонатан Старк, морской эколог Австралийского антарктического отдела в Хобарте. “Эти загрязняющие вещества накапливаются в течение длительного времени, а не просто исчезают”, – говорит он.

Старк и его коллеги обнаружили высокие концентрации углеводородов — соединений, содержащихся в топливе, — и тяжелых металлов, таких как свинец, медь и цинк. Во многих образцах также были обнаружены полихлорированные дифенилы, высоко канцерогенные химические соединения, которые были распространены до их международного запрета в 2001 году.

Когда исследователи сравнили некоторые образцы с данными проекта World Harbour Project — международного сотрудничества, отслеживающего крупные городские водные пути, — они обнаружили, что уровни содержания свинца, меди и цинка в некоторых случаях были аналогичны тем, которые наблюдались в некоторых частях гавани Сиднея и Рио-де-Жанейро за последние два десятилетия.

Повсеместное загрязнение

Проблема загрязнения характерна не только для станции Кейси, говорит Сейша Пуаро, менеджер по политике, окружающей среде и безопасности в Antarctica New Zealand в Крайстчерче. “Все национальные программы занимаются этой проблемой”, – говорит она. На новозеландской базе Скотт, которая перестраивается, в почве и морских отложениях было обнаружено загрязнение, оставшееся от прошлых разливов топлива и плохого обращения с отходами. По мере потепления климата будет появляться все больше этого исторического загрязнения, говорит Пуаро. “Вещи, которые когда-то были заморожены в почве, теперь становятся более мобильными”, – говорит она.

Большая часть загрязнения Антарктиды происходит из-за исторически плохого обращения с отходами. В прежние времена отходы часто просто сбрасывали на небольшом расстоянии от исследовательских станций, говорит Теренс Палмер, ученый-моряк из Техасского университета A & M в Корпус-Кристи.

Исследовательские станции начали серьезно относиться к наведению порядка в своей деятельности в 1991 году. В том же году было принято международное соглашение, известное как Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, или Мадридский протокол. Это определило Антарктиду как “природный заповедник, посвященный миру и науке” и предписало странам отслеживать воздействие на окружающую среду, связанное с их деятельностью. Но большая часть ущерба уже была нанесена — примерно две трети антарктических исследовательских станций были построены до 1991 года.

И хотя историческое загрязнение является проблемой, загрязнение в будущем остается проблемой, поскольку ледяной континент становится все более перенаселенным. Уже существует более 100 исследовательских станций или национальных объектов, и большинство зданий расположены в свободных ото льда районах, где они борются с дикой природой за закрепление на наиболее пригодной для жизни земле. Свободные ото льда районы составляют менее 1% Антарктиды, но они поддерживают высочайшее разнообразие растений и животных, включая колонии пингвинов и тюленей.

Исследование2, проведенное в 2019 году, показало, что более половины всех свободных ото льда районов на береговой линии имеют нарушения грунта, которые видны из космоса. “Площадь станций довольно велика для того количества людей, которые там находятся”, – говорит Шон Брукс, специалист по охране природы из Организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO) в Хобарте, который является соавтором исследования.

Каждая нация несет ответственность за свой собственный мониторинг окружающей среды вокруг исследовательских станций, и методы различаются, говорит Брукс. Он и его коллеги предложили решение в препринте3, опубликованном в Social Science Research Network в прошлом месяце. Они описывают процесс из девяти этапов, который поможет руководителям станций установить цели по снижению воздействия их объектов на близлежащие экосистемы.

Другие исследователи работают над способами обратить вспять ущерб, нанесенный прошлой практикой. Лукас Мартинес Альварес, который специализируется на биоремедиации в Аргентинском антарктическом институте в Буэнос-Айресе, и его коллеги используют бактерии для удаления углеводородов из почвы вокруг аргентинской базы Карлини на острове Кинг-Джордж. В 2020 году Мартинес Альварес и его команда сообщили4, что им удалось удалить более 75% углеводородов из почвы, загрязненной топливом. Такой подход может снизить потребность в вывозе тонн загрязненной почвы из Антарктиды, говорит Мартинес Альварес.

Старк говорит, что Австралийское антарктическое подразделение уже приступило к модернизации очистных сооружений на своих станциях Кейси и Дэвис. Следующим шагом для Старка и его коллег является оценка того, продолжает ли историческое загрязнение влиять на экосистемы Антарктики сегодня. Более ранние исследования Старка показали, что загрязненные районы Антарктиды менее разнообразны, чем контрольные районы, при этом некоторые устойчивые виды становятся более доминирующими. “Будет интересно посмотреть, сохранились ли эти последствия — или стали хуже – или сообщества каким-либо образом адаптировались”, – говорит Старк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *